Статьи

«Ну в кого ты такой «тютя»?» «Ты что, язык проглотил?» «Надо быть поуверенней!». Как часто говорили нам в детстве родители. «Верьте в себя!» «Вы можете!» «У вас все получится!» — повторяют на другой лад коучи, близкие и друзья. Но ты не понимаешь, как можно быть этаким уверенным профи, когда слова незнакомой девушки на улице повергают тебя в ступор: «Ты что, дурак?». Да вроде не дурак, мелькает в голове, но потом весь день думаешь, а вдруг правда со мной что-то не так? Так что такое уверенность? Можно ли стать уверенным и что для этого нужно?

Долгое время я считала, что быть уверенным, значит иметь ответы на все вопросы, быть стеной, которую нельзя сломить, выходить из любого спора если не победителем, то как минимум с гордо поднятой головой. Уверенность для меня была синонимом неуязвимости. Когда я пришла в психологию и стала практиковать мое мнение изменилось. Я стала замечать, чем независимей и уверенней ведет себя клиент сначала, тем более глубокой оказывается та боль, которой он делится потом. Получается, что железная уверенность, о которой мы мечтаем, часто прячет нашу уязвимость внутри. Так значит уверенность – просто маркетинговый ход и ее в природе не существует?

Ответить на это вопрос мне помогли клиенты, точнее их истории. Практически в каждой был запрос, как стать уверенным и повысить самооценку. На примере одной из таких историй попробуем разобраться, что такое «неуверенность».

Молодой парень, тот самый, которых «гонял» в голове слова незнакомок на улице, считал себя неинтересным, никчемным и никому не нужным человеком. Он хотел стать более уверенным. «А в чем ты хочешь быть уверенным, в каких своих качествах?» — мой вопрос поставил его в тупик. Он ничего про себя не знал кроме того, что не уверен в себе. Так мы начали знакомство.

Клиент составил список своих сильных качеств и перечень недостатков. Он с удивлением обнаружил, что, оказывается он добрый, заботливый, внимательный и воспитанный парень. Было приятно наблюдать за тем, как с каждым произнесённым вслух достоинством плечи клиента расправлялись, голова поднималась, и он превращался в уверенного в себе мужчину.

Со списком недостатков было сложнее. Для того, чтобы их правильно выделить необходимы, как минимум, честность с собой, объективность и поддержка. Как правило, такую работу сложно делать одному.

Сначала список недостатков был огромен. Мы работали с каждым и проверяли, действительно ли клиент в этом слаб, а можно здесь быть сильнее? Например, он считал, что стыдно признаваться другому, что чего-то не знаешь, нужно обязательно придумать какой-то ответ, пусть даже это будет полная чушь. Для клиента стало полной неожиданностью, что можно просто сказать человеку, что в чем-то не разбираешься, забыл, ступил. И тебя при этом не посчитают глупым, тормозом или каким-то не таким.

Нам пришлось столкнуться с недостатками, которые сам клиент таковыми не считал и о которых ему нашептывал внутренний критик. Потребовалось время для того, чтобы клиент начал договариваться с этим голосом и недостатки перестали восприниматься как острые и болезненные. В результате работы остались слабые стороны или «точки роста», которые клиент изучил и захотел изменить. Их было немного. Так, например, ему не хватало опыта близкого общения с другими людьми. Одним из вариантов получения такого опыта могла быть дальнейшая психотерапия, где клиент в безопасной среде мог такому взаимодействию научиться.

Стал ли клиент в результате нашей работы более уверен в себе? На мой взгляд, да. Он узнал себя: свои сильные стороны, стал учиться на них опираться. Изучил слабые точки, часть из которых захотел изменить, другие – стал постепенно показывать. И, закономерно, что именно последнее оказалось самым сложным.

Так что такое «уверенность» сквозь призму клиентской истории, как я могу ее определить? Уверенность – умение полностью принимать себя: опираться на сильные стороны и демонстрировать слабости. Что для этого нужно?

1. Изучите себя – свои сильные и слабые точки. Для начала пробуйте сделать списки сильных и слабых качеств. Не стесняйтесь во время написания достоинств, хвалитесь. При этом будьте честны и старайтесь быть объективными, когда пишете список недостатков. Обсудите его с тем человеком, мнение которого для вас важно и кому доверяете. Если в процессе работы вы столкнетесь с внутренним критиком – общайтесь с ним, напишите от его имени себе письмо, выясните, чего он хочет, пробуйте договориться, как взаимодействовать, чтобы и вам и ему было хорошо.
2. Превращайте слабые стороны в «точки роста». Это касается тех слабостей, которые не надуманы вами и не нашептаны внутренним критиком. Есть мнение, что нужно делать упор на сильные стороны и не тратить время на то, что не получается. Думаю, развивать слабые стороны стоит в том случае, если что-то по-настоящему нравится, трогает и заряжает. Ищите пути и варианты развития «точек роста», обращайтесь к профессионалам.
3. Принимайте свои качества: опирайтесь на силу и открывайте слабости. Пожалуй, самый важный и самый сложный шаг. Особенно что касается демонстрации слабостей. Даже сейчас, имея за плечами опыт личной терапии и являясь практикующим психологом, не могу сказать, что у меня хорошо получается демонстрировать слабости и показывать уязвимость. Выработка этого навыка — вопрос времени, постоянной внутренней работы и высокого уровня доверия к окружающим, которым ты открываешься.

На самом деле, научиться полностью принимать себя, опираясь на сильные стороны и показывая уязвимость, более сложный вариант чем стать неуязвимой скалой, победителем во всех спорах. Но мне первый вариант «уверенности» гораздо ближе, так как для меня он про искренность, глубину и человечность. А вам?


Поделитесь страницей в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

очиститьОтправить